Наконец-то мы все собрались возле Северного речного вокзала, погрузились в автобус и начали путешествие в славный город Гётеборг, где нашему Великому и Могучему предстояло сыграть ответный матч Кубка УЕФА с местной командой Хакен или Хэккен, кто как пишет. Народ собрался, надо сказать, разношёрстный и разнокалиберный, начиная от взрослых дяденек, имеющих за плечами более 100 выездов и стоявших у истоков организации поддержки Спартака за пределами нашей Родины, до людей, только начинающих ездить, вроде меня, для которых этот выезд стал третьим или пятым в жизни. Впрочем, это не мешало общаться между собой, народ довольно быстро нашёл друг с другом общий язык.

Не без труда выбравшись вечером через пробки из Московской области, к утру проснулись уже в Ленинградской. До Питера из-за обилия машин опять же добирались довольно долго и, не заезжая в центр, объехали его по их аналогу МКАДа. Окраинные районы Ленинграда такие же, как наверное, в любом крупном городе – промзоны, ТЭЦ, жилые кварталы типовой застройки – ничто не напоминает об Эрмитаже, Петропавловской крепости, Зимнем дворце и остальных достопримечательностях. Путь же наш лежал на Выборг к российско-финской границе, которую мы и достигли спустя несколько часов. На российском пропускном пункте под названием Торфяновка нам проштамповали паспорта и отпустили в “нейтральные воды”, где был совершён дерзкий набег на магазин Дьюти фри с целью пополнения запасов продовольствия и подарков для оставшихся дома прекрасных половин участников поездки. На финской стороне, в пункте Ваалимаа мы также в общем-то достаточно быстро прошли досмотр, если это можно так назвать, потому что личные вещи, оставленные в автобусе, по-моему, никому из пограничников интересны не были, по крайней мере, рюкзаки никто не перетряхивал.

Пейзаж за окном автобуса удивлял практически полным отсутствием каких-либо населённых пунктов, лишь изредка попадались поселения, чем-то напоминавшие хутор или маленькую деревеньку, а в основном – леса, поля и реки-озёра. При этом практически вся земля усыпана обломками гранита – камнями разных размеров, от небольших до огромных валунов. Вдоль дороги везде натянута сетка примерно в рост человека, чтобы дикие животные не выбегали на трассу.

Несколько раз остановились в придорожных кафе поесть. В Финляндии, кстати, денежной единицей является евро, так что хорошо на такие случаи было иметь мелкие деньги. Следующей точкой нашего маршрута являлся порт Турку, где нас ждал отходивший вечером паром в Стокгольм. Точнее, паром ждали мы, так как приехали где-то часа за полтора до отправления. Для посадки на него предназначено специальное здание, где есть всякие кафешки. Проходить на паром нужно прямо из него по специальным коридорам, по типу как на самолёт. К моменту посадки в зале ожидания скопилась целая толпа народу, в основном путешествующие пенсионеры. По-моему, билеты там особо никто не проверял, их главным предназначением оказалось быть ключом от каюты, которая была четырёхместной и чем-то напомнила купе поезда, с тем отличием, что там обнаружились туалет и душ. Последнее обстоятельство не могло не порадовать, и мы первым же делом воспользовались данным благом цивилизации J . Собственно сам паром представляет из себя 11-палубный корабль-теплоход, из 11 палуб, как мы поняли, три – технические и грузовые (например, для переправляющегося транспорта), ещё три – с каютами для пассажиров, палубы с 7-й по 9-ю отведены под магазины-дискотеки-рестораны и две оставшиеся палубы – открытые, на них можно просто погулять, там размещены спасательные шлюпки и всякие технические приспособления.

Времяпрепровождение на пароме начали с того, что полезли на верхние открытые палубы посмотреть на море. Однако уже стемнело, и моря видно не было. Собственно, вообще ничего не было видно, кроме маяка и огней стремительно удаляющегося Турку, поэтому мы залезли на какие-то ящики и попытались заняться растягиванием прихваченных с собой баннеров. Ветрище был очень сильный, а народу оказалось недостаточно, чтобы удержать в нормальном положении все наши знамёна, короче, получилось то, что получилось J . Дальше продолжили это занятие уже в закрытом помещении, к чему были привлечены два попавшихся по дороге финских студента-инженера, справлявшие, по-моему, получение диплома. С ними позже была продолжена дружеская беседа в одном из кафе, закончившаяся скандированием названия финского хоккейного клуба “Рама Лукка” и, конечно же, зарядов про московский Спартак. .

В районе трёх часов ночи уставшие и довольные мы таки разбрелись по каютам и тут же провалились в сон, который закончился очень быстро, так как где-то в полседьмого утра паром уже прибыл в Стокгольм. Сразу же сели на наш автобус и поехали, поскольку предстояло проехать ещё всю Швецию поперёк до конечной точки нашего маршрута – города Гётеборг. Пейзаж за окнами был примерно такой же, как в Финляндии. В новинку были местные ветряные генераторы, которые устанавливались возле небольших поселений и представляли собой столб высотой метров 10 с винтом наверху – эдакий гигантский вентилятор. Умеют, короче говоря, люди и деньги экономить, и экологию поддерживать в хорошем состоянии.

Дорога до пригорода Гётеборга – посёлка Лерум, где находилась наша гостиница, заняла около шести часов. Гостиница маленькая и тихая, называлась “Отель Ибис”, номера на двух-трёх человек.

В общем-то, делать там было особо нечего, поэтому мы сели на местную электричку и через 20 минут были в Гётеборге. Электрички там похожи на наши общие вагоны – с мягкими креслами и занавесочками на окнах. Билет надо покупать у сидящего в начале или в конце вагона кондуктора или пробивать в специальном автомате проездной, что все местные делают без всякого принуждения со стороны J . Кстати, Швеция до сих пор сохранила свою местную валюту – шведские кроны, и хотя в магазинах можно расплатиться евро, сдачу дадут всё равно кронами, а в электричке, например, вообще принимают только кроны. Так что приехав на вокзал, первым делом пошли в обменник. Их сеть называется Forex, найти можно во многих местах города по жёлтым вывескам. Принимают, в частности, евро, доллары и рубли. Одна крона равна примерно четырём рублям, один доллар – почти семи кронам, евро – не помнюJ

Забегая вперёд, отмечу, что недалеко от вокзала расположен крупный торговый центр, одно из немногих мест, где можно найти сувениры и хоть какую-то атрибутику в виде шарфов и футболок с символикой Швеции. Местных клубных сувениров в продаже, как впоследствии оказалось, нет как класса. Даже на стадионе Уллеви, где проходил наш матч, никаких магазинов открыто не было. Остаток дня мы провели, гуляя по городу. Заодно нашли, собственно, стадион, где, судя по табло, уже готовились к встрече гостейJ .

Вообще в Швеции заниматься футболом, чувствуется, любят. На многочисленных тренировочных полях, расположенных рядом с Уллеви, целыми днями тренируются не только мужские, но и женские команды всех возрастов. Тренерам одной из них ребята предложили сразиться в любимую игру, но получили вежливый отказ вместе с мячиком и предложением поиграть самим на свободной площадке. Игра проходила весело, до тех пор пока мячик после чьего-то сильного удара не улетел в расположенный неподалёку канал. Но разве русские мужчины могут не вернуть выданный маленькими шведскими девочками красивый золотой мячик? Конечно, нет. Доброволец в мгновение ока настиг уже норовивший уплыть мяч и вытащил его на берег, за что был щедро угощён товарищами огненной водой, а игра продолжилась дальше. Наигравшись от души сами, на следующем поле решили остановиться и с разрешения тренера одной из них посмотреть официальный матч двух женских команд. Поскольку одна команда играла в красных футболках и синих шортах, а другая – в чёрно-жёлтых футболках и белых шортах, решено было поддерживать вторую J . Мы даже думали сначала, что это женская половина Хакена, но оказалось, что нет. Так что весь второй тайм девочки играли при развёрнутых баннерах под спартаковские заряды и выиграли 2:1, чему все мы были искренне рады. Отметив это в местном баре, мы взяли такси до нашей гостиницы, где бухнулись спать. На следующее утро, позавтракав, поехали в Гётеборг уже на нашем автобусе. Группа разделилась на тех, кто направился по магазинам, а мы пошли дальше просто гулять по городу, благо сувениры-подарки были уже куплены. На фотках: 1 – плитки с такими звёздами, на которых выбиты имена игроков, вмонтированы в дорожку вокруг стадиона; 2 – памятник “против жестокости”; 3 – театр; 4 – музей искусств с фонтаном “Посейдон”, расположенный в конце главной улицы Гётеборга; остальные – здания, церкви и корабль.

А дальше нас ждала большая радость – гуляя по центральной улице Гётеборга встретили наших любимых-дорогих-золотых-замечательных Стипе и Радека, которые не отказались с нами сфоткатьсяJ .

Неудобно было долго их задерживать, поэтому пожелали ребятам удачи и счастливые и довольные пошли гулять дальше. В принципе центр Гётеборга не очень большой, и в течение дня мы часто встречали как людей из своего автобуса, так и другие группы болельщиков. Как ни странно, за весь день нам попался только один болельщик Хакена в клубной атрибутике, который ещё раз подтвердил, что купить её возможно разве что возле стадиона перед матчем. Вообще болельщиков у этой команды совсем немного, может быть потому, что в Гётеборге есть более сильный клуб “Гётеборг”, болельщики которого смеются над Хакеном из-за того, что это слово имеет наряду с приличными и не совсем приличное значение J . Так что встретить что-то, связанное с этой командой, удавалось крайне редко.

А дальше уже пора было идти на матч. Билеты для гостей, то есть для нас продавались не в общих кассах, а прямо у входа на сектор. Когда мы уже поняли, что ловить атрибутику вроде как бессмысленно, к стадиону подъехала машинка, аналогичная той, что на фотографии сверху, из которой вылез человек с раскладным столиком, примерно парой десятков роз, тут же расхватанных теми, кто оказался ближе всего к нему, и минут за пятнадцать продал все оставшиеся шапки-футболки-значки, которые привёз с собой. Другой бы, увидев подобный ажиотаж, приехал бы после матча с новой партией, но нет, суровый швед быстро прыгнул в машину и уехал, только его и видели. Скрасили такое дело дети, бесплатно раздававшие программки на матч и наклейки с эмблемой Хакена. Особенно порадовал в программке заголовок "Kto my? – Mjaso!", что переводится на шведский как “Vilka ar vi? – Kottet!”. Что приятно удивило, так это продажа пива прямо на стадионе. Полицейских было совсем не много, можно сказать, для галочки.

На последней фотографии запечатлены те немногие, но, очевидно, самые преданные болельщики Хакена, которые пришли на матч и даже махали флагом. В отличие от них, нам едва хватило места, чтобы баннеры смогли развесить все, у кого они были, поэтому приходилось тесниться. Народ разместили на секторе, который имел два яруса. Перемещение между ними было абсолютно свободным. Поскольку часть сидела наверху, переклички устраивали сверху вниз. Голы были отпразднованы зажжением файеров и дымовых шашек. В общем, всё закончилось мирно. После матча пошли поесть, сели в наш автобус, и началась дорога домой. В этот раз переезд до Стокгольма пришёлся на ночь, так что там мы были ранним утром, и у нас оставался целый день, чтобы провести его в городе, поскольку паром в Турку отправлялся только в восемь вечера. Стокгольм расположен на нескольких островах и материковой части, всё это соединено мостами. В Стокгольме, как и в Гётеборге, очень многие ездят на велосипедах. Местами оборудованы специальные дорожки для велосипедистов, к велосипедам можно приделать детское кресло, чтобы возить на багажнике даже маленького ребёнка, есть специальные прицепы для великов. Некоторые велосипедисты даже показывают руками, в какую сторону собираются поворачивать, не говоря уже о том, что многие ездят в шлемах.

Естественно, с утра пораньше мы первым делом отправились поесть в Макдональдс, потому что это одно из немногих заведений, которое работало в такую рань. Походив немного по городу, набрели на вход в метро. Метро – отдельная тема для разговора. Там особенно никто не смотрит, заплатил человек за проезд или нет, но как позже нам объяснила русская студентка тамошнего университета, по поездам ходят контролёры и если поймают зайца, штраф очень большой. Поезда очень похожи на те новые, которые ходят у нас по Арбатско-Покровской и Филёвской линиям, только сидения расположены не вдоль стен, а как в автобусе. Что меня больше всего впечатлило, так это “горизонтальный эскалатор” - длинная движущаяся дорожка на переходе с одной ветки на другую. Что приятно, практически все хотя бы немного говорят по-английски, достаточно для того, чтобы объяснить, как пройти или доехать туда, куда нужно.

Вышли мы на станции, которая называлась “Стадион". Там действительно расположен старый стокгольмский стадион, на котором в 1912 году проводились Олимпийские игры. Он и сейчас находится в очень хорошем состоянии, насколько мы поняли, там играют местные футбольные клубы. Хотя в этот день не было никакого матча, мы свободно смогли пройти на территорию и пофотографироваться на трибунах. У него необычная архитектура, он сделан в виде старинной арены для рыцарских поединков, и с улицы я бы ни за что не догадалась, что там внутри стадион.

В духе стадиона построен и находящийся рядом технический университет, где мы встретили ту самую русскую студентку. Следующим пунктом нашей экскурсии по задумке был новый стадион, где играет шведская сборная. Девушка подробно нам объяснила, как до него добраться и как потом вернуться в центр города. А путь, как выяснилось, предстоял очень не близкий. Из желания посмотреть город, а также хорошенько размяться после долгой дороги в автобусе мы решили проделать его пешком, на что ушло часа три-четыре. Но мы об этом совершенно не пожалели. Сначала – фотки университета.

Кстати, воздух в Стокгольме гораздо чище. Во-первых, там совершенно другие требования к топливу, во-вторых, многие предпочитают велосипед автомобилю, а в-третьих, в качестве общественного транспорта там, где это возможно, и в Гётеборге, и в Стокгольме используется трамвай. Ну и, конечно, приморское положение играет свою роль.

На второй фотке – посольство Сербии, на пятой – сыры с эмблемами двух стокгольмских футбольных клубов, на шестой – маленький кусочек Родины, да ещё и красно-белого цвета J . Долго ли, коротко ли добирались мы в район под названием Сольна, где находилась цель нашей прогулки – стадион “Разунда”, и наконец-то добрались. В подземном переходе, ведущем к стадиону, на стенах висят отпечатки рук и ног шведских футболистов. Сотрудница администрации пустила нас пофоткаться на трибунах, подарила программки с последнего прошедшего там матча, открытки с фотографией сборной команды Швеции и рассказала, что стадион был построен уже около 60 лет назад, его собираются сносить и строить другой. Мы были очень рады и, в свою очередь, подарили ей значок с эмблемой Спартака, она тоже была рада J .

Усталые и довольные, мы зашли в арабское кафе, которое приятно удивило нас демократичными ценами и блюдами таких размеров, что съесть мы их не смогли, несмотря на то, что долго не ели. Прямо рядом с ним находилась станция метро, сев на которое мы доехали до центра города. Поскольку Стокгольм частично расположен на скалах, на одной из таких скал оборудована смотровая площадка, на которую можно подняться либо пешком, либо с помощью платного лифта, что мы и сделали.

Погуляв по центру, мы оказались как раз в порту, где должны были садиться на паром. Посидев напоследок в ресторанчике, загрузили вещи и отплыли в Турку. Ночью опять мало спали – кто-то сидел в кафе, кто-то пошёл на дискотеку. Проснулись рано утром, когда паром приплыл в Финляндию. По дороге до российско-финской границы в основном отсыпались, к обеду были уже в Ленинградской области, а к вечеру – в Питере, где довольно долго стояли в пробке. Ночью тоже в основном отдыхали, а с утра уже были в Москве.

Hosted by uCoz